Миф, и не более того…

Сразу после объявления о выходе курса по обучению счёту в уме пришло писем десять с вопросами, которые можно условно поделить на две группы:

1. Отношение в т.н. «ментальной арифметике».

2. Чем счёт в уме, который предлагается в курсе, отличается от той же «ментальной арифметики».
Само собой, я интересовался вопросом и своё мнение составил. И сразу быка за рога – отношение к «ментальной арифметике» у меня резко отрицательное. 

В чём суть занятий по этой системе. Есть такие китайские счёты «абакус», современная модификация которых называется «соробан». Вещь, кстати, неплохая. Позволяет быстро считать на самом деле. 

Но как проходит обучение «ментальной арифметике» с помощью соробана. Отбросим все украшательства и маркетинговые добавки. Сначала учат считать на реальном соробане. А потом на воображаемом. И всё! 

Если вы посмотрите в ютьюбе ролики, в которых дети показывают чудеса скорости счёта, то обратите внимание на то, что они при этом шевелят пальцами, как будто костяшки счёт перебирают. 

А где логика, царица математики, когда что-то надо найти путем размышления и вывода? А где выбор оптимального хода решения, когда есть несколько путей? А где стратегия поиска новых путей? 

Шевелить надо не пальцами! Извилинами! 

Спору нет, «ментальная арифметика» что-то даёт, но что смущает: 

1. Обилие рекламы, причём достаточно агрессивной. 

2. Обещание чудес и знамений, хождения по морю математики аки посуху. 

3. Море восторженных отзывов. Это, кстати, смущает более всего. 

То, что сейчас творится вокруг «ментальной арифметики», мне очень сильно напоминает Илону Давыдову, 25-й кадр и иже с ним. Грохоту было… А кто сейчас об этом всём вспоминает? Точно такая же судьба ждёт и «ментальную арифметику». 

Хорошо, что маленький школьник Карл Гаусс не знал «ментальной арифметики». Помните историю, когда учитель дал задание – посчитать сумму всех числе от одного до ста, и будущий великий гений подумал и нашёл, что сумма крайних чисел (1 + 100, 2 + 99…) равна сто один, осталось только сто один умножить на пятьдесят и получить ответ? Если бы юный Карл походил бы на занятия «ментальной арифметикой», он бы быстро пошевелил пальцами и нашёл ответ. Возможно, даже быстрее, чем Карл Гаусс, который не знал «ментальной арифметикой». Но вы разницу улавливаете? 

Знаете, что первое пришло в голову, когда я смотрел в ролике на юного соробаниста, шевелящего пальцами и лихо считающего? Кассир-контролёр! Отличный! Шустрый! К нему в кассу одно удовольствие стоять, быстро обслужит. Но завмагом не станет. 

Так что следует отличать настоящий счёт в уме от «ментальной арифметики». Тут думать надо. А вот думать «ментальная арифметика» и не учит. 

И прелюбопытнейший психологический феномен. Знаете, кто из родителей наиболее яростно защищает и расхваливает «ментальную арифметику»? Те, у кого ребёнок уже с годик отходил на занятия и кто понял, что совершил большую ошибку, да ещё и деньги приличные проплатил. Но честно признаться себе в этом – ни-ни! Это ведь очень на самом деле больно – сказать себе, что «зачем я это сделал, я так ошибся». А тут ситуация усугубляется тем, что если бы речь шла о себе, так плюнул бы и растерел, но ведь о своём ребёнке… И остановиться в таком случае сложно, идти до конца, а вдруг… 

Менее всего мне бы хотелось, чтобы вы подумали, что я так резко о «ментальной математике», чтобы свой курс продвинуть. Ни в коем разе! 

Во-первых, не спрашивали бы, так я и не писал бы об этом. А то и письма, и даже звонки по этому поводу. 

Во-вторых, я высказал своё мнение. Но не только. Недавно беседовал с одной очень известной учительницей математики, подвижницы, даже фанатки математики, так она волком воет от «ментальной арифметики», потому что ей школьников к ЦТ готовить (ЦТ у нас – то же самое, что в России ЕГЭ, буквы разные, дерьмовая суть та же), а тут она в лёгкой панике. 

В-третьих… Вот такой пример. Умножить 328 на 59. «Соробонист» сделает это гораздо быстрее, чем тот, кто считает в уме. Гораздо! Но тот, кто на самом деле считает в уме, а не воображает соробан и шевелит пальцами, может сделать это тремя способами. Может, с помощью опорных чисел, может, с помощью разбиения на множители, может, с помощью преобразований. Да, это медленнее. Но ход мыслительных процессов у «соробаниста» и у считающего в уме совершенно разный. И с точки развития мозга тут сравнивать даже нечего. 

И в-четвёртых. Если бы нормальный счёт в уме проигрывал «ментальной арифметике», я бы не стал создавать свой курс. 

Так что приглашаю к знакомству со своим курсом «29 уроков устного счёта». Ссылка — http://best-mind.ru/ 

Кстати. Совершенно необязательно, скажем, школьнику, на первых порах штурмовать все уроки. Пусть освоит первые десять. Для начала. Главное, чтобы он начинал считать в уме. В уме, а не на соробане. А потом остальные пулей пройдёт. Главное – думать будет, а не пальцами шевелить.

Ваш Иван Иваныч 
P.S. А методы счёта в уме, которые я привожу в курсе, помимо всего прочего, очень красивы. Я бы сказал, доставляют интеллектуальное наслаждение. Тоже, между прочим, немаловажно. Уверен, что вы со мной согласитесь.
Так что заходите на страницу курса http://best-mind.ru/!

Счет в уме

О нас

Видеокурсы

  • Магазин
  • Оферта

Подписка на журнал


© 2017-2018. Best-mind.ru является официальным проектом Ивана Полонейчика. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права.